Зинаида Дубицкая из Гомеля потеряла в детстве зрение, но не потеряла веру в жизнь. Она вышла замуж, родила детей и открыла свой массажный кабинет. О том, как устоять на ногах, когда живешь в темноте …
«Зрение потеряла в 14 лет»
– Я родилась в 1979 году в Бобруйске в цыганской семье. Была первым ребенком, а поскольку еще и девочка, то все меня очень любили. Особенно дедушка. Он во мне души не чаял. Я ощущала большую любовь в семье и росла счастливым ребенком. Но однажды мой дедушка попал в аварию. Мы вынуждены были бежать от цыганского суда, который для нас был страшнее, чем обычный. По цыганскому суду, если провинившийся не способен уплатить штраф, ответственность ложится на его ближайших родственников. Но наиболее суровым наказанием для члена цыганской общины является исключение из нее. Так подпольными путями мы приехали в Казахстан, где жили очень трудно и бедно. На тот момент родилась моя сестричка Рита. И тут родители узнали, что я плохо вижу. Первой это заметила бабушка, когда мне исполнилось полгода. Мне показывали погремушки, но я не искала их глазами, а прислушивалась. Потом мама повезла меня на обследование. Врачи сказали, что у меня врожденная глаукома. Вероятная причина – резус-конфликт. У моей мамы отрицательный резус крови, а у отца, наоборот, положительный. Родителей сразу предупредили, что рождаться дети, возможно, будут инвалидами. Так оно и получилось, – в Казахстане Зинаида прожила несколько лет, после чего семья переехала в Беларусь. На то время в семье было уже трое детей: Зинаида, Маргарита и Будулай.
– В садик я не ходила. Во-первых, у цыган это не было принято. А во-вторых, тогда еще не было специализированных учреждений для маленьких детей с нарушением зрения. Помню, я очень переживала, что не хожу в садик, а сижу дома. Для меня это был настоящий стресс. Сколько себя помню, всегда хотела учиться, что-то познавать. Начала просить родных, чтобы меня научили алфавиту, потому что очень хотела читать. Быстро освоила буквы. Много читала. Мама постоянно ходила со мной в библиотеку. Как-то мой младший брат Будулай порвал книжку. Меня тогда наказали и сказали, что больше книг не дадут. Я так расплакалась, так просилась. Даже сама пришла в библиотеку без мамы и извинялась. А когда чуть подросла и пришла пора идти в школу, мама плакала и не хотела меня отдавать. Но папа сказал, что не надо делать из меня инвалида. Тем более, что я сама очень хотела пойти в школу. Вот так я и попала в Шкловскую специальную школу-интернат для детей с нарушением зрения. Помню, что как только мама меня туда привезла, она не хотела уезжать и не могла со мной расстаться. А я уже вся была там. Учиться нравилось. Я всегда любила все предметы и тянулась к знаниям. Еще в школе играла в шахматы, занималась легкой атлетикой, состояла в танцевальном коллективе. В общем, всем, чем можно было заниматься, я занималась. Настолько мне было интересно жить.
«Благодаря Богу мое сердце не ожесточилось»
– До 14 лет я еще была зрячей. Видела настолько хорошо, что алфавит изначально учила по букварю для обычных детей. А еще писала, рисовала и разукрашивала. У меня невозможно было отнять ручку, карандаш или фломастеры. Приходилось буквально водить носом по тетрадке, потому что очки не носила. Да они и не корректировали мое зрение. Врачи не предлагали никаких операций. Они сразу сказали, что вылечить или исправить это нельзя. И я в любом случае ослепну к 16 годам. Но зрение я потеряла раньше, всего за одно лето. Мне исполнилось 14. Тогда и по-
явились мои первые переживания. Во-первых, в этом возрасте все цыганочки уже готовятся стать невестами. А мне еще с детства бабушка говорила, что я выйду замуж только за незрячего. Потому что со зрячими лучше не общаться. Они могут обмануть. Я понимаю, что мои родные хотели как лучше. Но для меня это была психологическая травма. Потом по жизни ко мне много зрячих мужчин приходило свататься, а я боялась и даже не рассматривала их кандидатуры. Настолько травмировали меня те бабушкины слова. Развился комплекс неполноценности. А во-вторых, как только я потеряла зрение, стало намного сложнее учиться. – Зинаида призналась, что до 9 класса была отличницей, а как ослепла, съехала на тройки.
– Но я все-таки очень благодарна Богу, что он сохранил мне зрение хотя бы до 14 лет. Потому что смогла запомнить все краски жизни, жила воспоминаниями и в трудные часы старалась не печалиться. Для меня это стало огромной поддержкой в будущем и настоящей милостью Господней. Все моменты, когда мне становилось тяжело, лишь сближали с Господом. Именно благодаря Богу мое сердце не ожесточилось. Поэтому я спокойно приняла свою слепоту. То есть доверила ему всю свою судьбу. К тому же я почему-то еще с детства знала, что свыше есть тот, кто видит твое сердце. И если ты живешь справедливо и праведно, то он никогда не даст тебя в обиду. Поэтому меня особо не задевали чьи-то слова. Ведь я знала, что Бог меня очень сильно любит. А все остальное – это не важно и не страшно, – поделилась Зинаида.
– Уже после школы у меня было два варианта: либо пойти учиться, либо идти работать на специализированное предприятие для слепых и слабовидящих. Я подумала, что на завод всегда успею. Приняла решение поступить в Гродненский медколледж на техника-массажиста. Окончила его с отличием и ни разу не пожалела о выборе профессии. Она мне очень нравится. В первую очередь потому, что своей работой я помогаю людям. После окончания колледжа распределилась на унитарное предприятие «Светотехника» ОО «БелТИЗ», где проработала массажистом около 6 лет. Потом было сокращение, и меня перевели уже на само производство. В цеху трудилась недолго. Уволилась и устроилась во взрослую поликлинику, хотя всегда мечтала работать с детьми. Несмотря на то, что с тотальной потерей зрения обычно не берут, я ходила по разным медучреждениям, узнавала о вакансиях. И в одной поликлинике мне все-таки предложили работу с грудными детками. Для меня это был предел мечтаний. Вот так с 2011 по 2012 год я занималась с грудничками. Потом меня перевели на детей с 2 и до 18 лет. Но ко мне все равно приходили знакомые мамы с новорожденными. Очередь даже выстраивалась. Родители сами просились и даже писали расписки в поликлинике, лишь бы попасть ко мне на массаж. Так я проработала до 2013 года. – После этого Зинаида была вынуждена уволиться.
«ОО “БелТИЗ” – это начало качественной жизни»
– Я не хотела уходить. Ведь это была работа, о которой я всегда мечтала. Но пришлось уволиться по состоянию здоровья: стало расти внутриглазное давление. Массаж – это все-таки большая физическая нагрузка. Тогда же распался и мой первый брак. Я осталась одна с двумя детьми. Это был большой стресс для меня. Но потом все наладилось. В 2015 году я оформила ИП и купила стационарную кушетку для массажа. Установила ее у себя в доме. Через некоторое время даже получила звание «Успешный человек» за то, что, будучи незрячей, смогла сама открыть свое дело. И, честно говоря, в этом плане я действительно ничего не потеряла. Что касается семьи, то в 2021 году я вышла замуж во второй раз. Моего мужа зовут Сергей, и можно сказать, что мы все еще молодожены, – с улыбкой рассказала Зинаида.
– Сильно облегчило мою жизнь и улучшило ее качество ОО «БелТИЗ», в котором я состою. Здесь мы получаем все необходимые приспособления, развиваемся, открываем в себе новые таланты. В организации я занимаюсь художественной самодеятельностью, танцую фигурный вальс, читаю стихи, играю в теннис. И даже получаю сейчас стипендию за первое место в республиканских соревнованиях. Для меня ОО «БелТИЗ» – это не только начало качественной жизни, но и то, чем меня благословил Бог. Я всегда обращалась к Богу на протяжении всей своей жизни. И благодарна Ему за эту жизнь. За такую, какая она есть.
Источник информации, газета “Вместе!”https://wmeste.by/tsyganochka-s-vyhodom-nezryachaya-zinaida-dubitskaya-iz-gomelya-otkryla-svoe-delo/