Рельефно-точечный шрифт (Луи Брайль)
Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля.
Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ. Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.
Чтение по системе Брайля
В основе обучения чтению, равно как и письму, незрячих младших школьников, так же как и слабовидящих, и детей с нормальным зрением лежит аналитико-синтетический метод обучения грамоте, используется букварь Анатоля Клышко, а значит за основу берется его методика. Это материал для разговора на специальной методике обучения русскому и белорусскому языкам. Нас интересуют основные положения обучения Брайлю, специфика чтения рельефно-точечного шрифта незрячими.
В подавляющем числе случаев чтение усваивается труднее, чем письмо.
По Брайлю ЧИТАЮТ С Л Е В А НАПРАВО. Для устранения серьезных затруднений, обусловленных переворачиванием буквы слева направо из позиции письма нужно ПАРАЛЛЕЛЬНО с приобретением навыков ЧТЕНИЯ усваивать и навыки ПИСЬМА.
При изучении букв следует пользоваться принятым порядком их в букваре. Сегодня, как мы сказали, это букварь А.Клышко.
Процесс формирования образа брайлевской буквы носит системный, комплексный характер.
Итак, главное значение при чтении имеет структура буквы, в зависимости от чего они воспринимаются учащимися не одинаково. Практически не вызывает трудностей усвоение букв А, Б, К, Л, Ц, а также достаточно быстро усваиваются буквы Г (могут быть осязательное восприятие только, если она в середине слова — имеет форму верхнего квадрата), Л, М /иногда не дифференцируют с У — сопоставить обе буквы/, П, Й, т.е. буквы, имеющие наиболее простое, симметричное расположение точек и достаточно небольшое количество их в букве /кроме многоточечной Й, но за счет отсутствия 5-й точки — такой способностью другие пятиточечные буквы не обладают — ее легко распознают при чтении/.
Наибольшую сложность вызывают так называемые зеркальные буквы — имеют подобную комбинацию и ассиметричное расположение точек. Опыт показывает, что во всех случаях зеркальных букв достаточно твердо усвоить начертание одной буквы из пары. Тогда другая будет легко вспоминаться, как зеркальное отображение парной.
Кроме этого, довольно часто допускают ошибки при чтении букв, которые имеют похожую комбинацию, отличающуюся одной точкой: Я читается как Ф /из-за пропущенной точки 6/, М как Ц, Н как Д и т.п. /На лабораторных занятиях рассмотрим особенности усвоения всех букв в позиции чтения и письма как незрячими от рождения, так и поздноослепшими/.
При первоначальном ознакомлении с буквами Брайля чтение и письмо крайне замедленны. Можно успеть во время урока прочесть и написать лишь небольшое количество слов (если уже выученное количество букв позволяет это), но в них должны быть повторены и сопоставлены все пройденные буквы. Причем первоначальное ознакомление с буквами Брайля целесообразно проводить на возможно более коротких словах (в 2-4 буквы), не связанных в предложения. И лишь после достаточного усвоения новой буквы — два или несколько слов более длинных.
Длина слов постепенно увеличивается и доводится при ознакомлении с последней буквой до 10 букв в слове. Чтение более длинных слов и предложений начинается только после ознакомления со всеми буквами. Но это не исключает письма более длинных слов и предложений до ознакомления со всеми буквами, если оно посильно.
При первоначальном чтении слов требуется, чтобы учащиеся самостоятельно разобрали слово про себя и прочитали его вслух сразу целиком. /Обязательно ученик должен воспринимать ОБЩУЮ ФОРМУ БУКВЫ ЦЕЛИКОМ С ОДНОГО ПРИКОСНОВЕНИЯ КОНЧИКА ПАЛЬЦА, если буква плохо распознается, восстанавливается целостный осязательный образ буквы, т.е. на что она похожа, если необходимо, то выясняются ее верхние и средние точки сначала, а затем нижние/. /Разница между слепыми и зрячими состоит в том, что объем материала, который охватывается целиком, у слепых значительно меньше, поэтому к разбору по частям слова приходится прибегать довольно часто даже хорошо читающим. И эта необходимость у незрячих сохраняется значительно дольше/. При затруднении допускается предварительное чтение слова по слогам, а затем целиком. Причем, во фразах должны схватываться не только отдельные слова, но и смысл фразы в целом. Для этого в случае необходимости при чтении вслух следует прочесть непонятную фразу целиком про себя, а иногда и повторить ее вслух. /Данные затруднения обязывают учителя обращать внимание на длину слов, на общий их вид, на характерные сочетания точек отдельных букв и т.п./.
Во время чтения руками надо сидеть прямо, не наклоняя головы к столу,
а руки держать на книге, слегка прикасаясь к ней ладонями.
Текст должен лежать так, чтобы строчки его были по отношению к читающему
в горизонтальном положении.
О с н о в н о е п р а в и л о ч т е н и я — УЧИТЬ ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДВУМЯ РУКАМИ.
Обе руки при чтении несут одинаковую нагрузку, особенно указательные пальцы. Надо следить за тем, чтобы указательный палец левой руки находил начало строки и начинал читать первое слово строки после того как указательным пальцем правой руки закончено чтение последнего слова предшествующей строки; в тот момент, когда левым указательным пальцем прочитывают первое слово указательный палец правой руки надо приставить впереди указательного пальца левой руки и обоими пальцами продолжают читать среднюю часть текста строки. Однако указательный палец левой руки не дочитывает строчку до конца. Это делает указательный палец правой руки, а левая рука в это время должна найти начало следующей строки, начать разбирать и читать текст первой половины этой /следующей/ строки. Когда правая рука дочитает строку, ее указательный палец надо поместить перед указательным пальцем левой руки. Часть текста опять обе руки будут читать вместе, а затем их функции разделяются: правая будет дочитывать строку, а левая искать и начинать читать начало следующей строки.
Читать надо подушечками указательных пальцев. При чтении подушечки этих пальцев двигаются слева направо по строке текста, а также еле заметно вибрируют сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки.
Остальные пальцы, особенно средний и безымянный, помогают читающим пальцам в ориентации по строчкам книги или тетради в отыскании нужных мест. /Некоторые, в частности Б.И. Коваленко, настаивают на том, что средний, безымянный и мизинец должны идти по строкам и прикасаться к ним, помогая не только сохранять направление по строке, но и определять величину слова/.
При чтении не надо давить на строку и ощупывать букву движением пальца вверх и вниз. Пальцы должны лежать легко на строке и плавно двигаться слева направо в направлении строки.
Если указательные пальцы по каким-либо причинам не имеют (или утрачивают) осязание, то их могут заменить средние или даже безымянные.
Если чтение середины строки обоими указательными пальцами не удается, то левым указательным читают первую половину строки, а правым — вторую. К чтению одной рукой приходится переходить при отсутствии кисти или пальцев на одной из рук. Уцелевшую часть руки или кисти используют для установки в начале или конце строки, что уточняет и ускоряет движение здоровой руки. Для передышки пальцам здоровой руки во время чтения можно первую половину строки читать одним пальцем, а вторую
— другим, причем чтение строки начинают указательным, а заканчивают средним, если эти пальцы сохранились. При значительном повреждении пальцев рук для чтения употребляются сохранившиеся.
1-2 раза в неделю на 5-10 минут можно давать чтение целых строк одной рукой. Сначала читают одной левой рукой, а затем одной правой. Это делается для проверки того, что каждый учащийся умеет читать и левой и правой руками и, в случае надобности, например, при утомлении или повреждении одной руки сумеет читать одной, пока это будет нужно. Но эти упражнения нужно применять осторожно, чтобы не приучить учеников к чтению всегда одной рукой. /Этому упражнению хорошо придавать естественный характер: например, после письма правой рукой того, что читается левой, при проверке оригинал читается одной рукой, а то, что переписано – другой; можно проводить и сопоставление различных мест напечатанного в книге или написанного на карточках с тем, что в одном месте читает одна рука, а в другом – другая/.
Во время чтения /и общеклассного, и индивидуального/ учитель должен тщательно следить за тем, на каком месте листа находятся руки учеников, что важно для техники чтения, а также проверки, что читает каждый учащийся
Пояснение ученикам правильной установки и технической правильности чтения /письма/ дается словесно, на образце или непосредственным показом на самом ученике. В практической работе комбинируют эти способы объяснений, даваемых запоздавшим и отстающим. Они являются напоминанием и для остальных, поэтому обязательно сопровождаются в любом случае поясняющими словами. Причем требования учителя в отношении правильной установки и технической правильности чтения /письма/ должны быть точными и обязательными для ученика. Кроме этого учитель приучает учащихся к правильным и быстрым действиям и движениям с устранением долгих сборов, посторонних движений, суетливости, болтливости и т.п.
При повреждении точек и при других дефектах рельефа, делающих букву неразборчивой, ученикам следует дать навык распознавания ее по частям. Восприятие одной левой или правой части буквы производится легким приподыманием правой или левой стороны пальца. Восприятие одной верхней или нижней части буквы производится путем легкого изменения наклона пальца по отношению к поверхности, на которой изображен рельеф. /Необходимо тщательно наблюдать, чтобы дети не злоупотребляли этим приемом, а использовали его только при повреждении точек, исключающем возможность прочесть/. Можно в таком случае использовать прием догадки по контексту, или прочтение другим учеником, учителем.
При чтении вслух встречаются следующие недостатки: вместо целого слова дети называют букву /буквы/, слоги, часто останавливаются, повторяют, засоряют читаемое посторонними вставками, допускают ошибки распознавания; голос едва слышный или очень громкий, но невыразительный. Устраняется это, во-первых, тем, что читающий неторопливо произносит слова, предварительно прочитывая их про себя; во-вторых, при первом чтении можно предоставить учащимся прочесть с такой силой голоса, с какой он хочет, а потом при повторном чтении потребовать, чтобы чтение было достаточно громким /при втором чтении уже будет известно содержание, значит, возможно сосредоточиться на силе голоса/. Кроме того, следует чередовать тихо и громко читающих для взаимной нивелировки недостатков. /У слепых слуховая подражательность повышена/. Недостатки тихого и громкого чтения устраняются и чтением всех учеников одного текста вполголоса: каждое слово текста учащиеся должны прочитывать одновременно, и тогда в общем чтении тихо читающие незаметно для себя повышают силу голоса, а читающие громко вынуждены снижать голос до общего уровня.
Незрячие не уступают зрячим в правильной постановке логических ударений, но отстают в выражении голосом настроения, соответствующего читаемому, Это обязывает обращать особое внимание на то, чтобы ученики всегда читали с правильными интонациями, в частности тогда, когда проводится хоровое чтение, при котором выразительность нередко страдает и у зрячих.
Учитель за правило должен взять следующее требование: незрячим предлагается прочесть про себя, прежде чем читать вслух /а затем учить прежде, чем писать, продумывать хорошо то, что следует писать/. При этом должен быть повышен учет содержания и качества работы с объяснением каждый раз ученикам, как устранять причины и недочеты.
Тех учеников, которые не любят читать брайлевский рельеф, можно приучить заниматься этим, вовлекая их в слушание чтения книг другими и предоставляя такие брайлевские книги, которые их интересуют /а при письме, особенно на начальном этапе обучения, давать материал, посильный по продолжительности и интересный по содержанию/.
Чтение грифелем
В целях восстановления в памяти написанного, если оно забыто, при перерывах письма, когда бумага вынималась из прибора, например, для исправления ошибок, и нужно продлить письмо с того места, на котором оно было прервано, для получения дальнейшего образования или для будущей профессиональной деятельности учащихся следует обучить свободно читать написанное при помощи конца грифеля без вынимания из прибора. Чтение грифелем – необходимый навык для более быстрой проверки написанного, для выявления лишних или недоколотых точек; без такого навыка трудно будет выполнять задания по математике, химии, физике.
Чтение грифелем следует практиковать только после хорошего усвоения формы букв и знаков. При таком чтении грифелем надо не накалывать точки в клетке прибора Брайля, а определять места уже наколотых точек и по комбинации этих наколов делать вывод о том, какая буква написана в обследуемой клетке. При этом кончик грифеля продвигается вдоль прямоугольных прорезов в порядке нумерации мест шеститочия.
Учащиеся должны точно соблюдать правила перевертывания страниц; у них следует выработать сначала навык открывания книги приблизительно на той странице, которая нужна, и навык перевертывания сразу нужного количества страниц. Перевертывание страниц ученики должны производить без всякого повреждения не только бумаги, но и рельефа на ней. Категорически воспрещается смачивание пальцев, особенно слюной.
Письмо по системе Брайля
Одновременно с чтением слепые учащиеся овладевают процессом письма рельефно-точечным шрифтом. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов в той последовательности, в какой изучаются буквы на уроках чтения.
Уже в подготовительный добукварный период учащиеся усваивают направление рельефно-точечного письма /справа налево/, знакомятся с техникой использования грифеля и прибора для письма, осознают значение позы для чтения и письма по Брайлю, овладевают техникой письма точек грифелем.
В букварный период учащиеся должны:
—во-первых, владеть техническими приемами письма: правильно сидеть, вкладывать бумагу в прибор для письма, держать грифель в руке, писать рельефные точки в соответствии со строчками;
—во-вторых, научиться правильно писать каждую букву в слове, осознавать ее геометрическую форму и точечный состав;
—в-третьих, списывать и писать под диктовку текст в соответствии с требованиями программы.
При этом конечной целью обучения рельефно-точечному шрифту является автоматизация процесса письма, хотя у слепых учащихся нередко в этот период еще не вырабатываются стандартные автоматизированные движения, они могут застревать в ходе письма на элементах букв, на порядке накола точек в букве и на других особенностях техники письма слепых.
Для письма по Брайлю существуют, как мы уже говорили, особые приборы. Их несколько модификаций.
Начинающим следует пользоваться стандартным Брайлевским прибором для письма, в котором клетки расположены на 18 строках по 24 клетки в каждой.
Обучение письму начинается с тщательного ознакомления с прибором. Обследуется общая форма его в закрытом виде, прямоугольные прорезы и строки их с подсчетом количества и выяснением разметки по краям. После этого прибор открывается, на нижней доске проводится обследование ячеек шеститочий, строк их и штифтов, придерживающих бумагу. Затем берется лист бумаги /для письма используется плотная бумага/, кладется на нижнюю доску ровно, не скашивается /выравнивается по верхнему и левому краям прибора/, прикрывается верхней доской и делается нажим сверху и снизу на нее /при этом обращается внимание на щелкающий звук прокола бумаги.
Пишут при помощи грифеля. Грифель – это шильце с вделанной в него металлической иглой толщиной в вязальную спицу с тупым концом.
Учитель показывает захват грифеля пальцами кисти /обязательно расположение каждого пальца: четко определяется положение и точка опоры указательного пальца, положение и упор большого, положение и функция среднего пальца; обращается внимание на расположение подушечки среднего пальца, на соприкосновение ее со стержнем грифеля и поверхностью прибора, т.е. с краями той клеточки, в которой манипулируют стержнем грифеля; необходимо обращать внимание учащихся на контролирующую и направляющую функции подушечки среднего пальца; даются необходимые установки к положению безымянного пальца и мизинца во время письма.
Взяв грифель правильно в руку, нужно сделать ряд колебательных движений кистью руки в воздухе при неподвижном локте, найти кончиком грифеля шесть ячеек в нижней доске, а также шесть выемок, если они имеются по краям прямоугольного прореза. Ознакомившись с одной клеткой, переходят в другую. Этому помогают идущие впереди пальцы левой руки. Учитель дает упражнения на определение координат точек шеститочия, на развитие навыков ориентировки в шеститочии прибора. /Необходимо постоянно контролировать вертикальность положения грифеля, что является непременным условием бездефектного, быстрого и правильного письма в приборе/.
При письме необходимо придерживаться определенного положения. Сидеть при письме нужно прямо, прибор должен лежать нижним краем параллельно столу. Правая /пишущая/ рука должна лежать на столе, а не висеть в воздухе; грифель должен находиться в перпендикулярном положении к плоскости прибора. Как мы уже не раз говорили, грифель держат в правой руке, обхватывая ручку сверху указательным пальцем через выемку; большой и средний пальцы должны прижимать грифель с боков, а безымянный и мизинец должны быть подогнуты.
Особо важным моментом в процессе письма является установка, определяющая роль предплечья и кисти как рычага, с помощью которого развивается достаточное усилие для продавливания точки, для рационального распределения усилия по нескольким группам мышц, что в значительной мере снижает утомляемость пальцев и кисти, резко снижает пальцевую мышечную усталость. Если учителю удается выработать у учащихся правильную технику письма – это благоприятные условия для продолжительной работы.
При письме правая рука выполняет основные накалывающие движения, а левая — контролирующую роль, прослеживает строку. Итак, правая рука при письме накалывает точки /в каждой клетке пишется только одна буква или один знак/, а левая в это время указательным пальцем ощупывает соседние клетки, помогая пишущей руке ориентироваться на строчке, причем все пальцы левой руки участвуют в ориентировке на строке: указательный палец левой руки не только находит нужную клетку, но и помогает правой руке правильно поместить стержень /шило/ грифеля в клетке при накалывании нужной точки, придерживаться направления строки. Таким образом, когда правая рука накалывает точки, т.е. пишет, указательный палец левой руки, найдя соседнюю клетку, лежит на ней, указывая правой руке направление движения. С переходом грифеля в эту клетку, палец левой руки движется влево, т.е. снова на соседнюю клетку и т.д. Для того, чтобы не терять строки при письме из пальцев левой руки лучше всего употреблять мизинец и безымянный, которые продвигают по строке перед грифелем.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ НАПИСАНИЯ ТОЧЕК очень важно КОММЕНТИРОВАНИЕ, проговаривание действий.
В случае отсутствия кисти руки грифель для письма держат в уцелевшей. При отсутствии на руке пальцев, нужных для держания грифеля, можно пользоватьсяособыми грифелями /если в верхней части грифеля вместо выемки сделано кольцо, то грифель можно одевать на уцелевший палец; когда пальцы значительно повреждены или отсутствуют, то пользуются грифелями грушевидной или грибовидной формы, которые зажимаются в кулак; практикуется и привинчивание грифеля к протезу руки/. Если пальцы левой руки, нужные для сохранения направления по строке отсутствуют, впереди грифеля продвигаются те пальцы, которые сохранились. При отсутствии пальцев остаток руки устанавливается в начале или конце строки, но в этом случае, как и при полном отсутствии руки, ориентировка по строке в основном проводится при помощи той же руки, в которой держат грифель. Иногда это достигается тем, что, пользуясь коротким грифелем, осязают клетки строк при помощи концов тех пальцев, которыми держат грифель. Из пальцев, придерживающих грифель, к поверхности прибора можно прикасаться лишь большим, чтобы не портить осязание пальцев, нужных для чтения.
Начинать письмо нужно с накола шеститочия в строгой последовательности номеров точек, обращая внимание на качество последних, т.е. овладение письмом рельефно-точечным шрифтом нужно НАЧИНАТЬ с УГЛОВЫХ ТОЧЕК: первой, третьей, четвертой, шестой.
Учитель предлагает написать первую точку: дети вспоминают, что первая точка пишется в правом верхнем углу. Левой рукой находят первую строчку, первую клетку справа и помещают туда указательный палец. Правая рука помещает стержень грифеля в правый верхний угол этой клетки. Это не всегда получается сразу. Особое внимание учитель обращает на роль указательного пальца левой руки, т.к. именно он помогает поместить стержень грифеля правильно. Указательный палец левой рукикак бы заполняет все пространство клетки и фиксирует грифель в углу.Можно сказать детям: «Зафиксируйте грифель в углу». Грифель по отношению к пальцу должен находиться СПРАВА У НОГТЯ.
Далее учащиеся нажимают на грифель и прокалывают точку. /Важно напоминать, что грифель должен находиться в вертикальном положении; не нужно зажимать грифель; усилия прилагаются только при наколе точки/.
Грифель не убирается из клетки до тех пор, пока не будет найдена следующая клетка. /В случае потери ориентировки ученик сможет вернуться в клетку, где написан последний знак: тогда он возвращает указательный палец левой руки к грифелю и начинает движение к следующей клетке снова/. Если знак пишется через клетку, то учитель должен прокомментировать: «Пропускаем клеточку». /Дети, сосредоточившись на процессе письма, часто это забывают/.
После нахождения нужной клетки грифель переносится в нее, и ученик повторяет необходимые действия.
После того, как дети освоили написание первой точки, переходим к написании третьей. Вновь дети вспоминают, что третья точка пишется в правом нижнем углу. Учитель объясняет, что нужно поставить грифель в правый верхний угол, но не накалывать первую точку, а передвинуть грифель вдоль правой стороны, вдоль стенки, и зафиксировать в правом нижнем углу. Нажимом на грифель производится накалывание третьей точки. Опять обращается внимание на роль указательного пальца левой руки: он легко прижимает грифель к стенке клетки и, после продвижения в нижний угол, помогает его зафиксировать. /В дальнейшем в процессе обучения необходимость комментария и напоминания роли указательного пальца левой руки отпадает, у учащихся вырабатывается автоматизм написания, движения руки при нахождении нужной точки становятся стереотипными/.
Закрепляется умение путем написания комбинации из 1-й и 3-й точек, письма диктантов, когда учитель называет поочередно точки или их комбинации. /Возможна пропедевтическая работа: если спрашивают при записи комбинации, какая эта буква, то легче ее усваивают потом/.
При написании 4-й и 6-й точек используется тот же методический подход: для письма 4-й точки учитель предлагает, как и при письме 1-й и 3-й, поставить грифель на первую точку, не накалывать её, а вдоль верхней стенки клетки передвинуть грифель влево и зафиксировать верхний левый угол. Теперь грифель находится у ногтя с левой стороны. Для письма 6-й точки грифель необходимо поставить в левый верхний угол клетки, т.е. на место 4-й точки, не прокалывая, вдоль левой стенки от 4-й точки спуститься вниз до левого нижнего угла.
/При необходимости напоминается, что при накалывании 1-3-й точек указательный палец левой руки находится на выемке непосредственно перед стержнем грифеля, а при накалывании 4-6-й точек – на краешке выемки, т.е. на перегородке/.
Особые трудности вызывает написание 2-й и 5-й точек.
При написании 2-й точки предлагается поставить грифель на место п е р в о й точки, не производить накалывания, вдоль правой стенки опускаться вниз так,чтобы не доходить до правого нижнего угла, до третьей точки, а грифель должен остановиться посередине между 1-й и 3-й точками. Некоторые дети нуждаются в индивидуальной помощи: в данном случае указательный палец левой руки должен закрыть правый нижний угол клетки. Если место найдено правильно, то 2-я точка легко прокалывается.
При написании 5-й точки предлагается поставить грифель на место ч е т в е р т о й точки, не производить накалывания, незначительным движением /так же, как и при написании 2-й точки/ сдвинуть грифель вдоль левой стенки клетки вниз до середины и наколоть 5-ую точку. /Вновь можно для облегчения написания прикрыть указательным пальцем левой руки левый нижний угол и подвести грифель вдоль левой стенки к пальцу, а затем произвести накалывание/. /Другие методисты предлагают при накалывании 2-й и 5-й точек использовать такой прием: не очень быстро опускается вдоль определенной стенки вниз, почувствовать посередине углубление, вернуться вновь вдоль стенки вверх, не доходя до верхнего угла наколоть среднюю точку/.
Кроме этого, учащиеся учатся правильно переходить с одной строки на другую, без пропуска строк и накола одной строчки на другую. Для этого учитель объясняет детям, что после того, как строка закончилась, надо левой рукой, не торопясь, переходя из клеточки в клеточку, ВЕРНУТЬСЯ НА НАЧАЛО СТРОКИ и перейти на новую строку. В дальнейшем это умение автоматизируется и ученики не испытывают трудности перехода на новую строку.
При затруднении первоначального письма точек можно использоватьметод «РУКА в РУКУ»: учитель встает за спиной сидящего ученика, берет своими руками его руки, и они вместе выполняют необходимые действия. Таким образом можно также объяснить выражения «зафиксировать угол», «закрыть уголок» и др.
При письме букв на стадии объединения элементов букв, т.е. точек в букву напервое место выступает целостный образ буквы в позиции письма, который является зеркальным по отношению к позиции чтения. т.е.слепой учащийся должен иметь осязательное /пространственное/ представление о букве в позиции чтения и, кроме того, — представление о конфигурации одной и той же буквы в зеркальном положении, это значит в позиции письма. Овладение зеркальными образами буквы в позиции чтения и письма нельзя разграничивать во времени, т.к. учащийся легче запоминает одну и ту же букву в двух позициях, чем ряд зеркальных букв в позиции письма.
В букварный период рациональным является такой метод письма точечным шрифтом: после изучения нового звука и показа буквы, обозначающей этот звук, после чтения слов, текста с новой буквой показать способ письма новой буквы
При письме букв предварительно выясняется, какие необходимо наколоть точки для изображения данной буквы, указывают их кончиком грифеля, а затем накалывают. Очередность накола точек в букве в порядке нумерации точек в ней.
Эффективно дать написать целую строку новой буквы. Причем в начале обучения буква пишется подряд, а позднее с интервалом. При этом используется как и со слабовидящими, и со зрячими методика сознательного письма, а не механическое написание определенной буквы целой строки или нескольких строк без анализа правильности ее письма, устранения недочетов. Чтение написанного ряда букв вслух может рассматриваться как упражнение в четкой артикуляции изученного звука.
Упражнения в письме новой буквы дается в сочетании с пройденными раньше, но отличающимися от нее поворотом в горизонтальном, вертикальном или обоих направлениях, например, в горизонтальном — Д и Ф, в вертикальном — Д и Ж, в обоих направлениях — Д и Х. Это является одним из средств устранения трудностизеркальности брайлевских букв. Хотя во всех случаях письма зеркальных букв, как и при чтении, достаточно твердо усвоить начертание одной буквы из пары, другая же будет вспоминаться, как зеркальное отображение парной. /Но обязательно формируется умение писать каждую, а затем устанавливается их зеркальность/.
Если после проверки грифелем окажется, что наколоты не те точки, которые нужны, обучающийся должен после анализа ошибки наколоть еще несколько раз ту же самую букву.
Параллельно с обучением письму букв давать учащимся время от времени письмо шеститочия, требуя, чтобы в каждом шеститочии все точки были безупречного качества,причем этим техническим упражнениям придавать игровой характер: например, можно предложить в одной строчке наколоть столько шеститочий, сколько в классе мальчиков, а в другой — сколько девочек.
Иногда следует предлагать письмо элементов шеститочия при изучении букв для подготовки и закрепления трудных для накола точек. Например, при переходе к буквам, имеющим средние точки, предлагать накалывать только эти точки в непрерывный ряд, группами для того же обозначения количества мальчиков и девочек.
Накол шеститочия и его элементов еще в подготовительных упражнениях используется для орнаментов, что продолжается и в период первонального обучения письму /в т.ч. и наколу средних точек/, но работа усложняется, в частности, дается накол орнаментов не только по прямой, но и в виде рамок, предназначенных для украшений, когда испортить узор ни в коем случае нельзя, а значит, повышается требование к качеству накола.
Необходимо помнить, что только многократные тактильно-двигательные повторения, упражнения написания комбинаций точек, шеститочия и его элементов, букв вырабатывают прочный тактильно-двигательный рефлекс и помогают более твердому усвоению геометрии клетки.
Все строки письменного брайлевского прибора имеют определенное одинаковое количество клеток, что обязывает с большой тщательностью наблюдать, сколько остается клеток при письме в конце строки. Вначале, пока ученики не умеют переносить части недописанного слова на другую строку, целесообразнее всего предлагать, когда осталось немного клеток, уточнить, напишется ли слово в оставшихся клетках и, если клеток не хватает, целиком переносить слово на другую строку.
Для развития навыков письма требуется четкая и систематическая последовательность:
- сознательное списывание с готового образца;
- письмо под диктовку;
- самостоятельное письмо.
Различается 2 вида списывания, применяющиеся при первоначальном обучении письму: списывание читаемого грифелем и читаемого пальцами.
Ценные приемы обучения письму зрячих (например, обведение буквы на пособии, письмо ее в воздухе, на столе, на бумаге) при обучении слепых заменяется чтением припомощи грифеля букв, написанных на листах, не вынутых из прибора, и письмом так прочитанного на том же или ином приборе. Данный вид списывания предшествует списыванию читаемого пальцами, т.к. ученики не встречают трудностей, обусловленных зеркальностью букв.
При списывании читаемого пальцами левой рукой читают, не отнимая ее от читаемого текста, а правой пишут, не снимая ее с прибора. На том месте, где остановились на списываемом тексте, оставляют линейку, а на приборе – грифель.
При всех видах списывания слов, слогов, предложений для исключения механического копирования, от учеников необходимо требовать прочитать вначале целиком списываемое, а затем диктовать себе слова по слогам и сравнивать написанное с образцом.
Пишут справа налево для того, чтобы при переворачивании листа на другую сторону читать по выпуклым точкам слева направо, как зрячие.
Грифель не должен быть заострен настолько, чтобы прорывать бумагу. При нажиме им на бумагу должны получаться конусообразные выпуклости, но не с острыми вершинами, а слегка закругленными, т.к. слишком острые точки или точки с прорванными вершинами затрудняют чтение.
Контроль за качеством письма следует осуществлять на слух, по стуку грифеля в момент прокола точек. Повышенная концентрация внимания во время перемещения грифеля позволит избежать недоколов /недожатых точек/ и переколов /лишних точек/, которые в системе Брайля совершенно искажают букву.
Требуется, чтобы записанный листок не имел загнутых краев и скошенных строк. Строки и слова следует дописывать, соблюдая правильные промежутки.
Учитель обязан добиваться максимальных результатов в отношении скорости чтения и письма незрячих, но без ущерба качества. Чтение и письмо должно производиться в срок, намеченный учителем в соответствии с нормами, а на чтение и письмо в классе в работе с незрячими нужно уделять в среднем столько же времени, сколько и в работе со зрячими. Причем следует считать чтение и письмо трудной работой, которую нужно проводить, когда ученики не утомлены и ничем не отвлечены, например, посторонними звуками, шумом. Причем начинают читать или писать незрячие при безупречной общей установке у всех уч-ся и прерывает работу при малейшем нарушении требований в отношении ее. Этот перерыв может быть общим, но предпочтительнее индивидуальный. Проводить наблюдения и вносить коррективы в установку и технику чтения и письма уч-ся учителю особенно удобно в то время, когда ученики читают про себя или выполняют самостоятельную письменную работу.
Во время чтения и письма по Брайлю, когда учащиеся на короткий срок прерываются вопросами учителя, они не должны вставать для ответа, чтобы не терять то место, на котором остановились. Отвечая сидя, ученики должны сохранять руки на книге, тетради там, где их прервал вопрос. Если занимаясь чтением или письмом, ученик хочет что-то сказать учителю, то как и при всех других занятиях, он должен поднять руку и ждать вызова. Для устранения утомления поднятой руки, которое вредно для чтения и письма, локоть поднятой руки должен иметь точку опоры на столе. Поднимается левая рука, а правой придерживается то место, на котором прервано чтение или письмо.
Необходимо научить уч-ся пользоваться для ориентировки во время перерывов письма грифелем, который кладется на том месте, где письмо было прервано. Для того чтобы грифель не сдвигался, на деревянной его части можно иметь два выпуклых прямоугольника, входящие в прямоугольные прорези брайлевского прибора, или грифель немного подсовывается под перегородку между шеститочиями; трехгранный грифель сохраняет достаточную неподвижность, если металлический наконечник его положен на край брайлевского прибора.
Когда чтение и письмо нужно начать всем одновременно, или найти статью в книге, вложить бумагу в прибор и т.п., необходимо, чтобы сделавшие это положили пальцы на начале строки найденного отрывка или держали кончик грифеля в той клетке, с которой будет начинаться письмо, положив левую руку на строке впереди. Если чтение и письмо нужно начинать не одновременно, то приготовившиеся ученики приступают к ним. То, что другие уже читают или пишут, побуждает отставших скорее приступить к работе.
Желательно без большой необходимости не давать инструкций и пояснений уже в то время, когда ученики, приготовившись к чтению, поставили пальцы на месте, нужном для начала чтения, или, приготовившись к письму, поставили грифель на место, с которого нужно начинать письмо, а левую руку держат на строке перед грифелем. Возможно, что во время объяснения учителя в этом случае некоторые уч-ся будут незаметно разбирать буквы или накалывать точки и отвлекутся от того, что должны прослушать.
Когда повторения и объяснения нужны, к ним необходимо приступать лишь тогда, когда все ученики приготовились к чтению и письму. Чтение и письмо могут прерываться в виде исключения объяснениями, которые допускаются для передышки при продолжительном чтении и письме.
Незрячие дети очень не любят переустановок. Необходимо предупреждать недостатки установки и техники чтения и письма, и в этом отношении с начинающими обучение учащимися надо добиваться безупречной правильности.
Одновременно с обучением чтению и письму необходимо развивать навык свободного ориентирования не только на листе книги, в письменном приборе, но и умение разыскивания листа по нумерации. Когда дети знают не все цифры, учитель предлагает найти номер листа, который ученики могут прочесть и от него отсчитать нужное количество листов. Например, уч-ся нужно открыть книгу на стр.8, а они знают цифры только до 5-ти. Тогда находят 5-й лист по нумерации и от него отсчитывают три листа. Затем необходимо пользоваться только нумерацией и этот навык совершенствовать.
У учеников необходимо развить бережливое отношение к книгам, тетрадям, письменным принадлежностям. В частности, необходимо требовать, чтобы все это вынималось, складывалось, открывалось и закрывалось совершенно беззвучно, т.к. хлопание не только их портит, но и мешает работе.