Карьера на ощупь
Мой фотограф удивляется тому, как уверенно я иду к массажному кабинету педиатрического отделения Речицкой ЦРБ, хотя в здании нахожусь впервые. Путь мне подсказал не навигатор, а подробная инструкция от Марины Швайликовой: за шлагбаумом взять правее, подняться по ступенькам, пересечь холл… Своими глазами этот маршрут незрячая массажистка не видела никогда, но за 20 лет работы в больнице изучила его в мельчайших деталях.
У Марины на приеме двухлетний Димочка. Под ловкими и уверенными руками массажиста чувствует себя спокойно, даже с лукавой улыбкой успевает подглядывать за неожиданными гостями. Марина заканчивает сеанс, прощается с малышом и его мамой и тогда уже позволяет себе окунуться в воспоминания:
— Я, наверное, раньше многих сверстников задумалась о профессии, потому что зрение начала терять еще в средних классах. Была глаукома, несколько операций, потом отслойка сетчатки… Знаете, я мечтала стать хирургом, помогать людям. Но сейчас думаю, что все равно не стала бы: способностей маловато. А вот возможность лечить и помогать — этого терять не хотела!
Марина узнала, что в Гродненском медучилище есть отделение для слабовидящих, где готовят массажистов, и после 9‑го класса из Речицы переехала в другой конец страны. Учились небольшими группами, лекции записывали на кассетные диктофоны, на кассетах в библиотеке хранились и многие учебники. Глаза старалась лишний раз не нагружать, но не помогло. Вскоре мир окончательно померк: получив диплом, девушка перестала видеть.
— Тогда было сложно и физически, и морально. Только что жил веселой студенческой жизнью, а тут вдруг темнота. Безумно расстраивала любая мелочь. Уронишь что-то на пол, не найдешь — и все… А сейчас уронила — ну и пусть валяется, не очень-то и было нужно (смеется)! Хотя я стала прислушиваться, куда упала вещь, и тогда проще ее отыскать.
Удивленно уточняю:
— Так это правда, что при потере зрения обостряется слух?
— Нет, я бы так не сказала. Скорее, я стала более внимательной к звукам.
Сейчас Марина полна оптимизма и уверенности, но побороться пришлось и за свою карьеру. Выпускницу отправили по распределению в Гомель, но желающих брать на работу незрячего массажиста не нашлось. Марина никого не обвиняет: кто рискнет нанять человека с инвалидностью? А вот в Речице девушке дали шанс.
— Какими видами массажа владею? Классическим, тайским, медовым, лимфодренажным, точечным, антицеллюлитным, рефлекторным массажем стоп, — Марина перечисляет долго и с удовольствием. — У меня нет любимого вида, я предпочитаю разнообразие техник. Летом даже проходила курсы по базовому уровню остеопатии. Я постоянно учусь чему-то новому в частном порядке, да и больница каждые пять лет отправляет на курсы повышения квалификации.
Она не только выросла как профессионал, но и научилась лучше адаптироваться к жизни. Собеседница улыбаясь проводит для меня ликбез по основам шрифта Брайля, которым заполняет списки пришедших на прием пациентов. Показывает мастер-класс по обращению со смартфоном, где специальная программа озвучивает каждое действие.
— Сейчас вообще нет никаких проблем с информацией. Интернет-страничку озвучивает программа, аудиокниг великое множество, огромное количество музыки, фильмов. Жизнь у меня вполне насыщенная и интересная, на все не хватает времени! С друзьями мы ходим в кино, на каток, в бассейн. Я много путешествую. Этим летом была в Грузии, теперь мечтаю о Марокко, очень хочется погрузиться в непривычную культуру.
Одна Марина выходит редко. На работу ее обычно приводит мама, а после трудового дня до дома провожает социальный работник. Сегодня у помощника отгул, компанию Марине составляем мы.
— Я при необходимости могу дойти до остановки и сама. Вызываю такси, предупреждая, что незрячая. Водитель выходит и помогает сесть. Автобусы меня тоже не пугают, да и от помощи людей не отказываюсь. Да, тактильной плиткой или табличками со шрифтом Брайля весь город не оснащен, но всегда можно найти выход. Мы ездили на курсы в Минск вместе со слабовидящим знакомым. Он фотографировал таблички, программа на смартфоне озвучивала, что там написано, и командовал: «Идем сюда!»
Марина просит подвести ее к ступеням в подъезд, дальше она справится и в одиночку.
— Вы чувствуете себя человеком с ограниченными возможностями? — спрашиваю у девушки.
Марина улыбается:
— Только если самую малость — в плане передвижения. Хотя так или иначе я всегда добираюсь в точку назначения. Я просто человек с особенностью! Знаете, никогда никого не обвиняла в своем состоянии, не сетовала на судьбу или злой рок. Есть незрячие люди, которые даже двигаться не могут, и то не теряют оптимизма. Я не мечтаю о чем-то значительном, просто ставлю перед собой маленькие цели — освоить новую технику, открыть для себя новую страну, прослушать новую книгу. И достигаю их всех! Разве не счастье?