Welcome to Гомельская областная организация общественное объединение "Белорусское товарищество инвалидов по зрению"   Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст! Welcome to Гомельская областная организация общественное объединение "Белорусское товарищество инвалидов по зрению"

В этом году Светлане Каленчуковой исполнилось 40 лет. И на протяжении последних 30-ти ей приходилось преодолевать много проблем, связанных не только со здоровьем. В детстве у Светланы развился сахарный диабет, который привел к инвалидности и полной потере зрения. Но самым большим потрясением для нее стала трагическая гибель супруга. Однако, несмотря на все это, Светлана не опустила руки, нашла силы жить дальше. Во многом благодаря творчеству.

«Перед ними стоял «скелет», обтянутый кожей землистого цвета»

– Я родилась в 1984 году в деревне Милоград Речицкого района Гомельской области. Была самым обычным здоровым ребенком. Но в 10 лет начала резко худеть и слабеть. Когда приходила со школы, вместо домашнего задания ложилась на кровать и сразу засыпала. Все это началось с осени, где-то в октябре-ноябре. Но поскольку у нас была многодетная семья, и мы жили в деревне, родители не сразу обратили внимание на мое состояние. Поэтому с таким самочувствием я прожила еще несколько месяцев. Лишь в марте что-то неладное заподозрили учителя. Они поговорили с мамой, и она повезла меня в поликлинику. Я сдала анализы, которые показали, что у меня сахарный диабет. Причем все было настолько плохо, что мне надо было срочно ехать в больницу. Мама перепугалась, мы вернулись домой. А я продолжала дальше таять. И так прошел еще год. Наступил октябрь 1995 года, – вспоминает Светлана.

– В гости к нам приехали родственники. Когда они увидели меня, то были в шоке. Потому что запомнили меня полненьким и живым ребенком, а сейчас перед ними стоял скелет, обтянутый кожей землистого цвета. После увиденного они сразу же забили тревогу и поставили маму перед фактом, что забирают меня лечиться в Минск. Столичные врачи сказали, что еще б неделя, и меня уже не спасли бы никакие капельницы. Настолько мой организм работал против себя. Но мне повезло, и за два с половиной месяца врачам удалось улучшить мое состояние. Когда уезжала из дома, при росте в 144 сантиметра весила всего 27 килограмм. А после больницы уже 45-50. Вернулась домой кругленькой и розовощекой. Я настолько изменилась, что мама, увидев меня, от удивления выронила из рук охапку дров. Вот эту картинку я запомнила навсегда, – поделилась Светлана.

– Вследствие заболевания мне установили инвалидность. После этого в школе стало сложнее учиться. Не в плане получения знаний, а в плане отношения детей и учителей к ребенку с инвалидностью. Я старалась делать все то же, что и остальные ученики: уроки, дежурства по классу, по столовой и т.д. Конечно, было затруднительно. Одноклассники же этого не понимали, а учителя, наверное, просто боялись ответственности. Дети часто дразнили, что я инвалид, диабетик или еще кто-то. Трудно было и с лечением. Особенно в переходном возрасте, когда сахар скакал то вверх, то вниз. Я по три недели лежала в клинике, затем неделю находилась дома или ходила в школу, а потом опять была больница. Но, тем не менее, училась я всегда хорошо, потому что очень старалась догнать одноклассников. У меня даже в аттестате за 11 класс всего лишь 6 четверок, все остальные пятерки. Что касается дальнейшей учебы, то еще с пятого класса я мечтала стать медиком. В 11 классе поехала в медколледж на день открытых дверей и испытала такое восхищение! После этого окончательно решила поступать в Гомельский государственный медицинский колледж, сдала экзамены. Вот только у судьбы на мой счет были другие планы. Проучилась там всего два месяца. Потом в колледже случилось массовое пищевое отравление. Мой сахар распоясался, и я попала в больницу, причем надолго. А как выписалась, думала, что вернусь в колледж и всех догоню экстерном. Но мне посоветовали взять академический отпуск, чтобы окрепнуть, – однако даже через год, когда Светлане нужно было приступать к учебе, ее здоровье так и не восстановилось.

– В то время я уже встречалась со своим будущим мужем, с которым познакомилась в больнице, когда мы оба проходили плановое лечение по диабету. И раз учеба откладывалась, он предложил мне расписаться. Поддержал мое желание продолжить образование, как окрепну. Но все сложилось иначе. Через два месяца после свадьбы муж сильно заболел. Начались осложнения – отказали почки. В результате пришлось делать операцию, подключать его к гемодиализу и буквально спасать. Какая уж тут учеба? К счастью, спустя пару месяцев после операции у мужа вновь заработали обе почки. Это было настоящим чудом. Он смог восстановиться, пошел работать, стал кормильцем нашей семьи.

«Я никогда столько не плакала за всю свою жизнь»

– Но мне так и не суждено было стать медиком. Все началось с того, что в 20 лет у меня резко упало зрение. Начала отслаиваться сетчатка, потом просто порвалась на куски. Предполагаю, что на это повлиял не только диабет, но и стресс, который я испытала из-за учебы и болезни мужа. Врачи всячески пытались спасти зрение, даже делали лазерную коагуляцию сетчатки. Но ничего не помогло. Лет пять было светоощущение, затем и это полностью пропало.

/

Честно говоря, я никогда столько не плакала за всю свою жизнь. У меня много было разных мыслей и переживаний. Но я уже была беременна. Когда родила сына в 2008 году, поняла, что надо жить дальше. Я сказала себе, что со всем справлюсь, и обрубила этот узел переживаний, который мешал мне столько лет, – поделилась Светлана.

/

– Конечно, в материнстве были и свои сложности. Например, когда Славе исполнилось два годика, он стал просить меня читать ему книжки. А как я буду читать, если совсем ничего не вижу? Вначале я рассказывала все по памяти. Но потом поняла, что нужно научиться читать заново. Так узнала о Речицкой районной первичной организации ОО «БелТИЗ», где мне предложили учить шрифт Брайля. Помню, по приезде домой во мне было столько энтузиазма, что я за два часа выучила все цифры и буквы. До такой степени меня это все заинтересовало! Но вот научиться читать по книге было сложнее. Потому что вначале под пальцами все сливается. Нужно время, чтобы привыкнуть. Не хотела, чтобы мне помогали, стеснялась, если что-то не получалось. Очень благодарна мужу, потому что в то время он занимался вместе со мной. Я тогда читала по Брайлю, а он за мной все проверял по обычной книге. Чтобы ускорить процесс обучения, скрытно по ночам под одеялом пальцем водила по книге, стараясь отделить букву от буквы, строчку от строчки и т.д. И вот таким образом научилась читать. А в 2012 году я родила второго сына, которого мы назвали Евгением, – однако потеря зрения была не последним испытанием в судьбе Светланы.

– В 2020 году трагически погиб мой муж. Стоял жаркий день. Я была дома, а он с сыновьями решил пойти на речку. Причем туда, где были крутые берега, сильное течение и где практически всегда безлюдно. Старший сын тогда захотел посмотреть на норки, где живут раки. Залез в воду, стал ходить возле берега. Муж пошел за ним. И в какой-то момент Слава оступился на глине и упал в обрыв. Муж, конечно, не растерялся, сразу прыгнул за сыном, и их понесло течением. Он вытолкнул сына к коряге, но сам не успел зацепиться. Может быть, не хватило дыхания или сил. Дети в этот момент еще пробежали чуть-чуть по берегу, думали, что папа вынырнет. Но потом поняли, что случилась беда, и побежали домой. А это минут 40. Понятно, что столько времени человек не продержится без воздуха. Нам удалось найти его тело. Повезло, что в это время на моторной лодке проплывал мужчина, у которого был эхолот. В противном случае мужа бы просто унесло течением. После, конечно, было сложно. И сейчас тяжело. К сожалению, появились еще проблемы с ногами: я их не чувствую до колена. Но я благодарна своему волевому характеру: не опустила руки, решила для себя, что со всем справлюсь. Знаю, что счастье есть, и у меня все будет хорошо. Вопреки всему, я живу яркую и насыщенную жизнь.

«Поэзия – это моя жизнь»

– Поэзия в моей жизни появилась еще во время первой беременности. Но потом я родила, появились другие мысли, заботы. Стало не до стихов. Так прошло два с половиной года. Первый сын уже подрос, я смогла оставить его на мужа и поехала в больницу. Лежа на больничной койке, в голове вновь стали появляться строчки, которые затем превратились в стихотворение. После больницы я показала стихи председателю нашей организации. Так начался мой творческий путь. Мои стихи стали звучать по радио, выступала с ними на конкурсах и творческих вечерах. Я нигде не училась стихосложению, поэтому сочиняла не особо правильно. То есть, не форматно, без каких-то литературных норм и основ. Но в 2015 году я выступила в Курске на конкурсе «Алехинские чтения», после чего со мной связался председатель Речицкого отделения РО ОО «Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь» и предложил вступить в литературный кружок, где можно будет научиться правильному стихосложению. В этот кружок я ходила два учебных года, – в 2017 году Светлана стала членом Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь». А еще через год возглавила Речицкое отделение, где была председателем до 2022 года.

В этом году Светлана Каленчукова стала призером VIII инклюзивного конкурса искусств «Особые таланты»-2024, организованного Российским Национальным фондом реабилитации. Данный конкурс состоит из 11 номинаций. В нем принимают участие люди с особенностями здоровья в возрасте от 6 лет и старше из России и Беларуси. Светлана заняла 2-е место в номинации «Художественное слово» со стихотворением «Белы бусел».

Белы бусел
Ёсць у сэрцы глобуса краіна –
Белая і чыстая зямля.
Крыламі спавітая буслінымі
Родная староначка мая.
Мова калыханкаю ільецца
Разам з мацярынскім малаком,
А сучаснае з мінулым ўецца
Пад старым апаленым дубком.
Абдыму,
Адчую боль і моц…
Па галлі, нібыта, як па венах
Жудам, жахам крываточыць лёс.
Памяццю жывой шапоціць лісце:
– Не забудзь. Ніколі не забудзь…
Парасло гадамі папялішча.
Зноў буслы гняздо на дубе ўюць.
Позірк узніму ў блакіт нябёсаў –
Пырсне сонейка ў твар цяплом.
І з бусламі да аблок бялёсых
Мары паляцяць мае штодзён.
Белы бусел – птушка Беларусі –
Сімвал міру, шчасця і сям’і.
Мару аб адным я і малюся,
Каб ніколі не было вайны.
Сэрцайка кранецца запаветаў…
Да дубочка зноў ляцяць буслы.
Спадчыну ад прадзедаў і дзедаў
Цалкам абяцаю зберагчы.

– На сегодняшний день поэзия – моя жизнь. Беллитсоюз очень сильно помог мне в моем саморазвитии. На данный момент я увлеклась и прозой. Также люблю погружаться в неимоверно интересный мир художественных переводов, принимая в них самое непосредственное участие. Без этого уже не могу. Честно говоря, очень удивилась, как уважительно, с пониманием на всех конкурсах, даже международных, относятся к людям с инвалидностью. Я ни разу не почувствовала себя белой вороной. Не важно, какие у тебя особенности. Всех интересует только то, что ты сейчас прочитаешь. Вот это меня впечатлило. Вместе с тем, даже на примере своей жизни я поняла, что люди с инвалидностью пусть могут не все, но многое. Ведь на самом деле слеп не тот, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть. А счастье есть. Оно внутри каждого из нас.

Валерия Попкова,газета “Вместе!”https://wmeste.by/poeziya-moya-zhizn-vdohnovlyayushhaya-istoriya-nezryachej-svetlany-iz-rechitsy/

от gomelobl

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст!