Сергею Филипченко 62 года. Более 55 лет из них он посвятил музыке, в которую был влюблен с раннего детства. И не просто так Сергея называют серебряным голосом Рогачева. Чуть больше 10 лет назад он практически в одночасье потерял зрение и получил 1-ю группу инвалидности. Эта история о том, как человеку пришлось всему учиться заново, но, несмотря на это, он не бросил то, что так любил.
«Музыка появилась в моей жизни еще в раннем детстве»
– Я родился 31 января 1962 года в деревне Канава Гомельской области. И в целом, большую часть жизни каких-то проблем со здоровьем у меня не было. Учился в обычной школе в деревне Журавичи. Будучи школьником, начал ходить в музыкальную школу и в 1977 году окончил ее по классу баяна. Можно сказать, что музыка появилась в моей жизни еще в раннем детстве. И любовь к ней привил мой отец. Он был гармонистом, и когда он играл, я смотрел на него, и мне хотелось научиться так же. Отец, приметив мой интерес, начал учить. Первой песней моей была «Там вдали, за рекой». И хотя в школу в 6 лет меня не взяли, я все равно сходил на школьный концерт и спел ее там. Можно сказать, что в этом возрасте я и начал петь и играть на гармошке. Ну а раз на гармошке играю, почему бы и в музыкальную школу не пойти? Так все и завертелось, – вспоминает Сергей.
Я музыкой как воздухом дышу,
И чувство к ней особое питаю,
Как будто крылья за спиной ношу
И сам на крыльях музыки летаю.
– И поскольку музыку я очень любил, то решил поехать в Гомель и поступил в Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского на отделение хорового дирижирования. Но колледж я так и не окончил. Проучившись три курса, пошел в армию. А как вернулся, конечно, сразу же захотел восстановиться. Но мне сказали, что можно вернуться только вновь на первый курс. А куда мне первый, если я уже три отучился? Я не захотел начинать все сначала, – но не получить образование Сергей не планировал. Поэтому уже через год поступил в Могилёвский государственный колледж искусств на отделение хорового дирижирования и окончил его.
– Всю свою профессиональную жизнь я посвятил одному месту – это Хатовнянский сельский Дом культуры. И в октябре месяце этого года отметил здесь 45 лет своей карьеры. Изначально, когда только пришел сюда, моя должность называлась «художественный руководитель» и у меня даже был свой коллектив, в основном женский. Но, к сожалению, почти все из них уже ушли в мир иной. Из всего коллектива остались только 4 человека, все мои сверстники. И сейчас я уже являюсь культорганизатором.
Лег спать зрячим, а проснулся и увидел только белый свет»
Вот так прошла большая часть моей жизни. И до 50 лет я не предполагал, что могу стать инвалидом. Хотя, как оказалось, вся эта история завертелась намного раньше, в 40 лет. Дело в том, что тогда я сломал ногу, и мне предстояла операция под наркозом. Перед этим в больнице у меня взяли анализы на содержание сахара в крови. И выяснилось, что у меня сахарный диабет. В 49 лет из-за диабета появилась глаукома на левом глазу. Я тогда попал в больницу, врачи долго лечили, а она все прогрессировала. Говорят ведь, против лома нет приема, так и против глаукомы тоже. Но, может быть, что-то и можно было бы сделать, но сахарный диабет был всему помехой. Даже оперировать нельзя было. А потом начал страдать и второй глаз. И хотя я уже морально готовился к тому, что будет дальше, не переставал жить своей обычной жизнью и до последнего момента даже машину сам водил. Но однажды приехал с концерта, лег спать зрячим, а утром проснулся и увидел только белый свет. Потом пропал и он. Вот так я ослеп на оба глаза и полностью потерял зрение. Хотя все это произошло не в один день, и в целом я все это предвидел, но переживания все равно были. Больше всего я думал о том, что когда потеряю зрение, больше не смогу ни петь, ни выходить на сцену. А ведь музыка была и есть всем для меня. И именно поэтому я все еще работаю, хотя уже давно мог уйти на пенсию.
Судьба-злодейка за меня решила,
Что в темноте мне жить теперь придется.
Я думал, что душа моя остыла,
И для нее лекарства не найдется.
И смысла в жизни я уже не вижу,
Поблекли краски дня, погасло солнце.
Его теперь я больше не увижу,
За черной шторой теперь мое оконце.
Но словно лучик света в темном царстве
Пробился вдруг и указал дорогу,
Забыть заставил о судьбы коварстве.
И я впервые обратился к Богу.
Скажи, Господь, как жить теперь мне дальше?
Во тьме кромешной как шагать без толка?
Господь сказал: а помнишь, как-то раньше
Ты обещал служить искусству долго?
Коль дал обет культуру в мир нести,
То по-другому быть теперь не может.
Ты не собьешься с верного пути,
И в этом тебе музыка поможет.
Она способна делать чудеса,
Коль мастер эту музыку играет,
Свет обретут потухшие глаза,
Ведь музыка живет, не умирает.
– Справиться со всем помогло мое окружение. Например, друзья, которые не бросили меня и не оставили одного. Они поддерживали, успокаивали, везде брали с собой, звали на концерты и говорили, что я же зрение потерял, а не голос, так чего руки опускать? В общем, делали все для того, чтобы я как-то менее болезненно пережил все случившееся. И в момент, когда я впервые вышел на сцену после потери зрения и выступил, я также переступил черту и понял, что, оказывается, даже не видя, могу петь. Вот это стало поворотным моментом, – но больше всех за поддержку и помощь Сергей благодарен своей жене Надежде, с которой они вместе уже 41 год. У них есть две дочери, три внука и внучка.
«Моя жена – мои глаза»
– Жена помогала мне больше всех и всегда была рядом. Она даже пошла учиться в автошколу, чтобы получить права, чтобы иметь возможность возить меня на концерты. И сейчас моя жена для меня – это все. В том числе мои глаза, потому что она рассказывает мне обо всем, что видит. А еще жена помогает мне и в творческом плане. Фонограммы, записи, съемки – все это сейчас держится на ней. И я думаю, что если бы не она, то на моей музыкальной деятельности можно было бы поставить крест, потому что без глаз никуда не набегаешься. Но именно благодаря ей я уже на протяжении 13 лет после потери зрения выступаю и ни одного дня еще не скучал. И я ей даже стихотворение посвятил. Оно называется «Признание».
О женщине написано так много,
Она жена, сестра, подруга, мать.
Я тот, кто видеть перестал дорогу,
И вот что я хотел бы вам сказать.
Никто ни от чего не застрахован,
И иногда беда приходит в дом,
И можешь быть к постели ты прикован,
Когда здоров, не думаешь о том.
Одни находят сразу же замену тому,
Кто нежным и желанным был.
Другие посчитают за измену предать того,
Кто так тебя любил.
Я женщине пою сегодня славу,
Которая, пожертвовав собой,
Не разрешив беде чинить расправу,
Идет по жизни рядышком с тобой.
За ней ты, как за каменной стеною,
Хотя должно быть все наоборот.
Но вот не замечаем мы порою
Судьбы своей опасный поворот.
Той женщине пою сегодня славу,
Которая, смахнув слезу с лица,
Великою считается по праву
За то, что крест несет свой до конца.
– Помогло справиться со всем и ОО «БелТИЗ». Ведь все мои последние поездки куда-то и выступления были организованы как раз с подачи Гомельской областной организации, – причем участвует Сергей не только в тех конкурсах, которые проходят в Беларуси. Совсем недавно с песней «Мой родны кут» он занял 2-е место на VIII инклюзивном Всероссийском конкурсе искусств «Особые таланты»-2024.
– И я хотел бы сказать другим людям с инвалидностью, что не надо опускать руки. Всегда находите какое-нибудь хорошее и интересное занятие. И по возможности надо быть полезным людям. Потому что когда ты понимаешь, что сделал что-то полезное для общества, то и сам чувствуешь себя совсем по-другому. Ведь это значит, что ты еще нужен, еще на что-то способен и еще что-то можешь.
Источник. Газета “Вместе!”https://wmeste.by/ya-vizhu-solntse-nezryachij-sergej-filipchenko-iz-rogacheva-pokoryaet-gorozhan-svoim-talantom/